Содержание записи
В процессе сгорания автомобильного топлива выделяется большое количество тепла, для отведения которого предусмотрена система охлаждения. На заре автомобильной промышленности двигатели охлаждали обычной водой, однако по мере совершенствования техники стали использовать специальные жидкости – антифризы. Их основное достоинство – более широкий, чем у воды, диапазон рабочих температур.
Виды антифризов
Основным действующим веществом любой охлаждающей жидкости для автомобиля является двухатомный спирт – этиленгликоль. Он закипает при температуре 110–130°C, а замерзает при –30-40°C. Специальные добавки, которые называют присадками, придают антифризу дополнительные свойства. Именно они обычно определяют, к какому типу относится каждый отдельно взятый состав. В настоящее время существуют следующие основные разновидности антифризов.
- Силикатные – как правило, жидкости синего цвета. Для замедления коррозии металла в этиленгликоль добавляют неорганические соединения. Как правило, это силикаты, соли азотных и фосфорных кислот, создающие на поверхности металла защитную оксидную плёнку. Вибрация двигателя постепенно разрушает окислы, которые в виде мелких твёрдых частичек циркулируют в системе, из-за чего антифриз нуждается в регулярной замене. В среднем, срок его службы составляет 2 года.
- Карбоксилатные – обычно жидкости красного цвета. Для ингибирования коррозии в них используют органические соединения – соли карбоновых кислот. Эти вещества не образуют оксидной плёнки, а борются с коррозией в очагах её появления, восстанавливая окислы до металла. Однако их основной недостаток – высокая кавитация, т.е. способность образовывать пузырьки пара, разрушающие металл двигателя. Для снижения кавитации разработаны другие присадки. Срок службы карбоксилатных антифризов – от 3 до 5 лет.
- Гибридные и лобридные – жидкости жёлтого либо фиолетового цвета. В их составе присутствуют как неорганические, так и органические присадки, а составы различаются по количеству и типу неорганических добавок.
Кроме того, существует европейская классификация, в которой охлаждающие жидкости маркируются буквенно-цифровыми шифрами G11, G12, G12+, G12++, G13. Эту систему разработал концерн Volkswagen для своих автомобилей, но ею пользуются и у нас в стране.
Цветовая идентификация
Разделение антифризов по цветовому признаку на самом деле является условностью и данью традициям. Все охлаждающие жидкости изначально бесцветны и приобретают тот или иной оттенок благодаря добавлению красителей. Каждый производитель выбирает цвета для своих продуктов самостоятельно. Практический смысл в окрашивании есть: так легче определить уровень жидкости в бачке и вовремя долить при её недостатке.